Балласт

Щебень для балласта получают из природного камня методом дробления горных пород. В зависимости от вида исходной горной породы щебень может изготовляться :

    - из скальных пород (100 % дробленых частиц);
    - из валунов и гравия (дробленых зерен не менее 50 % по массе).

 

К щебню предъявляются требования по следующим показателям:

- по зерновому составу — количество зерен крупнее верхнего номинального размера (60 мм) от 60 до 70 мм ограничивается 5 % по массе, а свыше 70 мм — не допускается; зерен мельче нижнего номинального размера (25 мм) не более 5 %, в том числе частиц размером менее 0,16 мм — 1,5 % по массе;

- по прочности — в качестве этого показателя принята истираемость (потеря в массе при испытании в полочном барабане типа шаровой мельницы) или сопротивление удару (в условных единицах при испытании на копре ПМ);

- по содержанию примесей — не допускается содержание глины в комках, почвы растительного слоя и других органических примесей;

- по морозостойкости — в зависимости от количества циклов попеременного замораживания и оттаивания образцов щебня без разрушения щебень подразделяют на марки (ГОСТ 8267—82) Мрз50 или Мрз25. электроизоляционные свойства щебня характеризуются величиной электрической проводимости насыщенного раствора, образованного при растворении измельченного щебня в дистиллированной воде;

 

Для балластного слоя путей 1—3-го классов должен применяться только щебень твердых пород марки И20 (буква «И» — истираемость, цифра — 20 % потери по массе) или У75 (буква «У» — удар, цифра — условные единицы по копровым испытаниям). На путях 4—5-го классов может применяться щебень средней твердости марки И40 или У50; по содержанию зерен слабых пород — допускается не более 10 % по массе зерен с пределом прочности при сжатии в водонасыщенном состоянии менее 20 МПа.

В то же время применение на ряде участков эксплуатируемых линий щебня низкого качества из слабых осадочных пород (известняки, доломиты, песчаники), особенно при железобетонных шпалах, неэффективно из-за быстрого износа и измельчения такого щебня, потери им дренирующих свойств, образования выплесков. По этой причине укладка в балластную призму на путях 1—3-го классов смешанного щебня различных пород и прочности не допускается. В настоящее время введены дополнительные требования к щебню балластировки путей 1—3 классов, в том числе по содержанию плоских частиц, частиц со сверхнормативными размерами, также введена обязательная проверка гранулометрического состава щебня на базах путевых машинных станций.